ИНФОРМАЦИЯ о состоянии борьбы с коррупцией в Хомутовском районе Курской области за период 2018 года

Главе Хомутовского района Курской области

Хрулеву Ю.В.

 

КОПИЯ: Главам муниципальных образований Хомутовского района Курской области

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИЯ

о состоянии борьбы с коррупцией в Хомутовском

районе Курской области за период 2018 года

 

 

Сообщаю о том, что за период 2018 года прокуратурой района при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции, в том числе при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, выявлено 34 нарушения требований закона, в том числе 12 незаконных правовых актов, для устранения выявленных нарушений прокурором принесено 12 протестов, которые рассмотрены и удовлетворены.

Так, в ходе изучения постановления Администрации поселка Хомутовка от 25.02.2016 № 16 «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации поселка Хомутовка Хомутовского района и урегулированию конфликта интересов» было установлено, что в нарушение п.п. 8, 17.1, 17.3 и 17.4 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821, требований к содержанию мотивированных заключений, выносимых комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации поселка Хомутовка и урегулированию конфликта интересов, не содержал, что создавало возможность вынесения нелегитимных мотивированных заключений и конфликта интересов муниципальных служащих.

В связи с выявленными нарушениями 19.01.2018 незаконный нормативный правовой акт прокурором района был опротестован, протест рассмотрен, удовлетворен, правовой акт приведен в соответствие с нормами действующего законодательства.

По аналогичным нарушениям прокурором района 19.01.2018 внесен протест на постановление Администрации Дубовицкого сельсовета Хомутовского района от 25.02.2016 № 11 «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации Дубовицкого сельсовета Хомутовского района и урегулированию конфликта интересов», который также рассмотрен, удовлетворен.

Кроме того, в ходе изучения решения Представительного Собрания Хомутовского района Курской области от 03.03.2015 № 7/44 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» было установлено, что не соответствует требованиям действующего законодательства, содержит ссылки на положения законодательства без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 03.04.2017 № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» и Законом Курской области № 55-ЗКО от 27.09.2017 «О представлении гражданином, претендующим на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, лицом, замещающим муниципальную должность, должность главы местной администрации по контракту, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты указанных сведений», что недопустимо.

В связи с выявленными нарушениями 28.03.2018 незаконный нормативный правовой акт прокурором района был опротестован, протест рассмотрен, удовлетворен.

По аналогичным нарушениям прокурором района 28.03.2018 внесено 9 протестов на решения Собрания депутатов 9 муниципальных образований Хомутовского района, которые рассмотрены, удовлетворены, правовые акты приведены в соответствие с нормами действующего законодательства.

Кроме того, прокурором района выявлено 8 НПА, содержащих 9 коррупциогенных факторов, которые после вмешательства прокуратуры были исключены.

Как показали проведенные проверки основным коррупциогенным фактором, выявленным прокуратурой района, является: «принятие нормативного правового акта за пределами компетенции».

Так, например, прокуратурой района установлено, что в нарушение требований Приказа Комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области от 23.03.2011 № 32 «Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Курской области схем размещения нестационарных торговых объектов, а также формы схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального района, городского округа», постановление Администрации Сальновского сельсовета от 12.02.2016 № 10 «О порядке разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Сальновского сельсовета Хомутовского района Курской области» принято с превышением полномочий органа местного самоуправления, поскольку вопрос по определению порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов отнесен непосредственно к полномочиям органом исполнительной власти Курской области.

Наличие действующего нормативного правового акта, принятого за пределами компетенции муниципального образования, может повлечь разработку и принятие не соответствующей требованиям законодательства схемы размещения нестационарных торговых объектов, что негативно скажется на правах и свободах субъектов предпринимательской деятельности.

В связи с вышеизложенным, указанный нормативный правовой акт содержал коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» – принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.

В связи с выявленными нарушениями 30.03.2018 незаконный нормативный правовой акт прокурором района был опротестован, протест рассмотрен, удовлетворен, правовой акт приведен в соответствие с нормами действующего законодательства.

По аналогичным нарушениям прокурором района 30.03.2018 внесено 6 протестов постановления Администрации 6 муниципальных образований Хомутовского района, которые рассмотрены, удовлетворены, правовые акты приведены в соответствие с нормами действующего законодательства.

Кроме того, по результатам изучения решения Собрания депутатов поселка Хомутовка Хомутовского района от 24.08.2018 № 65/335 «Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы поселка Хомутовка и избрания Главы поселка Хомутовка» (в ред. решения Собрания депутатов поселка Хомутовка от 05.10.2018 № 03/15) установлено, что в нарушение требований п. 1 ч. 2, ч. 2.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона Курской области от 19.11.2014 № 72-ЗКО «О порядке избрания, месте в системе органов местного самоуправления и сроках полномочий глав муниципальных образований» пунктом 3.1 Порядка было установлено, что право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, владеющие государственным языком Российской Федерации, не имеющие в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления, имеющие среднее (или среднее специальное (или профессиональное) образование) или высшее образование и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 (пяти) лет, не имеющие судимости, что в свою очередь ограничивало право граждан Российской Федерации на регистрацию в качестве кандидата на должность главы муниципального образования.

Вместе с тем, полномочий по установлению не предусмотренных федеральным законодательством ограничений, которые не соотносятся с конституционно значимыми принципами и целями, изложенными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, представительному органу местного самоуправления не предоставлено.

Установив дополнительные требования к образованию, опыту и стажу работы кандидата, при отсутствии которых гражданин Российской Федерации не может участвовать в конкурсе и претендовать на должность главы муниципального образования поселок Хомутовка, Собрание депутатов поселка Хомутовка Хомутовского района Курской области, которое было вправе определить лишь порядок проведения конкурса, вышло за пределы предоставленных ему полномочий.

При таких обстоятельствах, пункт 3.1 Порядка в части установления дополнительных требований к образованию, опыту и стажу работы при допуске кандидата к участию в конкурсе не соответствовал общеправовому критерию определенности, ясности, недвусмысленной правовой нормы и, следовательно, не соответствовал ч. 2.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

В связи с вышеизложенным, указанное положение нормативного правового акта содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «а»  п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 10.07.2017) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» – наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.

Кроме того, пунктом 3.4 Порядка закреплено, что гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в конкурсную комиссию документы, подтверждающие выполнение гражданином обязанности по предоставлению Губернатору Курской области сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в соответствии с частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Однако, какие именно документы являются подтверждающими выполнение гражданином обязанности по предоставлению Губернатору Курской области вышеуказанных сведений, в данном положении не закреплено, в связи с чем, данное требование является неопределенным и создает необоснованные административные барьеры, может стать трудновыполнимым и обременительным требованием к гражданам.

В связи с вышеизложенным, указанное положение нормативного правового акта содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «а»  п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 10.07.2017) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» – наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.

В связи с выявленными нарушениями 14.12.2018 незаконный нормативный правовой акт прокурором района был опротестован, протест рассмотрен, удовлетворен, правовой акт приведен в соответствие с нормами действующего законодательства.

Кроме того, при осуществлении прокурорского надзора в данной области правоотношений прокурором района за период 2018 года внесено 13 представлений об устранении выявленных нарушений требований закона по результатам рассмотрения которых 15 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

Так, к примеру, прокуратурой района за 12 месяцев 2018 года выявлены факты нарушения должностными лицами установленных антикоррупционным законодательством обязанностей, запретов и ограничений.

По результатам проведенной проверки установлено, что 1 муниципальным служащим администрации Дубовицкого сельсовета Хомутовского района и 1 руководителем муниципального учреждения Хомутовского района – директором МКУ ДО «Хомутовский Дом детского творчества» указаны недостоверные сведения о своем имуществе, а также 1 руководителем муниципального учреждения – директором МКУК «Романовский центральный сельский дом культуры» не представлены сведения о своих доходах, а также о доходах своего супруга и несовершеннолетнего ребенка.

Так, справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера специалиста 1 разряда бухгалтерского учета и отчетности Администрации Дубовицкого сельсовета Хомутовского района Силаковой О.В. и ее супруга Силакова А.М., а также справка директора МКУ ДО «Хомутовский Дом детского творчества» Хомутовского района Курской области Арбузовой Н.А. не содержали сведений о наличии у данных лиц в собственности земельных участков.

В связи с выявленными нарушениями 18.10.2018 в адрес главы Администрации Дубовицкого сельсовета, главы Администрации Романовского сельсовета, и начальника Управления образования Администрации Хомутовского района и.о. прокурора района внесено 3 представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которые рассмотрены, удовлетворены, 3 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности. Выявленные нарушения устранены.

Кроме того, в ходе проверки было установлено, что в соответствии с распоряжением Администрации Петровского сельсовета от 22.04.2011 № 25-р на заместителя главы Петровского сельсовета возложена обязанность по осуществлению работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, однако в нарушение п. 3 Указа Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» конкретные полномочия по осуществлению  работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений правовым актом не определены. Также указанные обязанности отсутствовали и в должностной инструкции заместителя главы Петровского сельсовета.

Отсутствие закрепленных за должностным лицом, ответственным за   работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, конкретных полномочий, могло привести к неисполнению требований закона о противодействии коррупции.

В связи с выявленными нарушениями действующего законодательства 23.03.2018 прокурором района в адрес главы Петровского сельсовета внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которое рассмотрено, удовлетворено, 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

По аналогичным нарушениям прокурором района 23.03.2018 внесено 9 представлений в адрес глав 9 муниципальных образований Хомутовского района, которые рассмотрены, удовлетворены, 10 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

В порядке ст. 44 УПК РФ вместе с уголовными делами в суд прокурором района направлено 1 заявление о взыскании с виновного лица материального ущерба, причиненного коррупционным преступлением бюджету муниципального образования на общую сумму  127 000 рублей, которое прекращено в связи с добровольным исполнением требований прокурора.

Так, 22.06.2018 прокурором района в Хомутовский районный суд вместе с уголовным делом № 11801380039000035 направлено исковое заявление о взыскании с Будникова П.А. в доход бюджета муниципального образования «Ольховский сельсовет» Хомутовского района Курской области денежных средств в размере 127520,69 рублей. Производство по иску прекращено в связи добровольным удовлетворением ответчиком заявленных требований в полном объеме до вынесения приговора.

 Наряду с указанным за период 2018 года судом рассмотрено и удовлетворено 2 аналогичных исковых заявления, направленных прокурором в суд с уголовными делами коррупционной направленности в 2017 года, на сумму 508 000 рублей:

-по уголовному делу №11701380039034527 в отношении Жилкина Ф.И. по ч. 3 ст. 160 УК РФ, рассмотренного Хомутовским районным судом 17.01.2018 с вынесением обвинительного приговора, исковое заявление прокурора района о взыскании с Жилкина Ф.И. в доход бюджета МО «Петровский сельсовет» Хомутовского района денежных средств в размере 205164,08 рублей исполнено в полном объеме в результате действий судебных приставов-исполнителей ОСП по Дмитриевскому, Хомутовскому и Конышевскому районам УФССП России по Курской области

-по уголовному делу №11701380039034605 в отношении Жидков А.И. по ч. 3 ст. 160, ч. 3 ст. 160, ч. 3 ст. 160 УК РФ, рассмотренного Хомутовским районным судом 05.03.2018 с вынесением обвинительного приговора, исковое заявление  прокурора удовлетворено, с Жидкова А. И. в счет возмещения ущерба, причиненного муниципальному образованию «Сальновский сельсовет» Хомутовского района Курской области, взыскано 302952,78 рублей.

В течение 2018 года по результатам рассмотрения исковых заявлений прокурора в пользу бюджета муниципальных образований взыскано 366 000 рублей.

За 12 месяцев 2018 года прокурором района в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлено 1 постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по преступлению коррупционной направленности.

Так, во исполнение п. 10 решения расширенного заседания коллегии прокуратуры Курской области от 25.07.2018 «Об итогах работы органов прокуратуры Курской области в первом полугодии 2018 г. и задачах по повышению эффективности прокурорской деятельности во втором полугодии 2018 г.» по результатам проведенных совместных целевых мероприятий был выявлен факт присвоения главой муниципального образования «Сковородневский сельсовет» Хомутовского района Курской области Барышниковым Владимиром Николаевичем денежных средств, принадлежащих Сковородневскому сельсовету, совершенного с использованием последним своего служебного положения.

В связи с выявленными нарушениями по результатам проверки 21.09.2018 прокурором района в адрес руководителя Рыльского межрайонного СО СУ СК России по Курской области в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлены материалы проверки об уголовном преследовании Барышникова В.Н. по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ.

По результатам рассмотрения материалов проверки 25.10.2018 и.о. руководителя СУ СК РФ Кизимовым А.А. в отношении главы муниципального образования «Сковородневский сельсовет» Хомутовского района Курской области Барышников В.Н. возбуждено уголовное дело № 11802380012000105 по ч. 3 ст. 160 УК РФ, следствие по делу окончено и уголовное дело после утверждения прокурором района обвинительного заключения направлено в суд для рассмотрения по существу.

Помимо указанного, за 12 месяцев 2018 года прокурором района выявлено 1 укрытое от учета преступление коррупционной направленности, в том числе по уголовному делу, возбужденному после отмены прокурором незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Так, в ходе изучения материалов проверки (поступившего в прокуратуру Хомутовского района лишь 09.07.2018) в отношении Седых Н.А. по заявлению гражданина по фактам незаконной финансовой деятельности главы Петровского сельсовета Хомутовского района Курской области Седых Н.А. и постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного 23.05.2018 заместителем руководителя Рыльского МСО СУ СК России по Курской области Примаковым А.В. в отношении Седых Н.А. по п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в его деяниях составов преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 160, ч. 3 ст. 159, ч. 2 ст. 285, ч. 2 ст. 286 УК РФ, установлено, что данное процессуальное решение принято незаконно по материалам неполно проведенной проверки.

Данное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела  в связи с его незаконностью было отменено прокурором района 12.07.2018, материалы направлены начальнику МСО СУ СК для организации дополнительной проверки, которые в дальнейшем были переданы, в связи с досрочным сложением Седых Н.А. полномочий главы Петровского сельсовета Хомутовского района Курской области, для рассмотрения в СО МО МВД России «Рыльский».

По результатам проведения дополнительной проверки 30.08.2018 следователем – заместителем начальника СО МО МВД России «Рыльский» Андросовым А.В. по факту присвоения денежных средств МО «Подовский сельсовет» Хомутовского района Курской области возбуждено уголовное дело  № 11801380039000069 по ч. 3 ст. 160 УК РФ, которое по результатам расследования окончено, направлено в суд для рассмотрения, вынесен обвинительный приговор.

Таким образом, следует отметить, что в настоящее время борьба с коррупцией во всех её проявлениях является основополагающей задачей правоохранительных органов и органов прокуратуры Российской Федерации и работа на данном направлении будет усилена в дальнейшем.

 

 

Прокурор Хомутовского района

старший советник юстиции                                                                   А.А. Петров

 

 

 

Настоящая информация направляется для сведения и размещения на официальном сайте МО. По результатам размещения прошу представить скриншоты.